Фотографирование со вспышками камерами Canon EOS — (1)

canon_flashВашему вниманию предлагается частичный перевод 1-ой части оригинальной статьи Flash Photography with Canon EOS Cameras, Copyright (c) 2001-2004 NK Guy

В данном материале вы найдете, достаточно подробное изложение принципов работы систем экспозамера при съемке с фотовспышками камерами Canon EOS. Сведения приведенные в данной статье могут быть полезными не только владельцам Canon EOS, но и всем остальным, кто хочет глубже понять принципы работы фотокамеры при съемке с фотовспышкой.

Перевод выполнил Илья Хондожко

  • При копировании статьи полностью или ее фрагментов, ссылка на данную страницу обязательна!
  • Внимание! Перевод статьи не полный…

Содержание

Введение

Изобретение и последующая автоматизация и миниатюризация электронных фотовспышек, произвело настоящую революцию в фотографии. Если вы фотограф, то вас больше не связывает наличие и яркость доступного света. В вашем распоряжении теперь всегда есть надежный и портативный источник света — фотовспышка.

Однако, фотографирование со вспышкой всегда было связано со сложностью овладения навыками съемки с различными системами камер. Это довольно просто — сделать снимок ваших друзей в ресторане и получить на фотографии лица со светящимися как фонарь лбами из-за света от встроенной автоматической вспышки портативной камеры. Но использование электронной вспышки хорошо, если получаемое изображение выглядит натурально. Как раз этого добиться очень сложно.

По большому счету, человеческий глаз не может полностью оценить эффект от освещения вспышкой в момент съемки кадра — краткий импульс света слишком мал для нашего восприятия. Кроме того, вы не можете видеть вспышку если смотрите через видоискатель зеркальной камеры, так как зеркало в момент вспышки находится в поднятом состоянии. Также по причине слабости источника света монтируемого рядом с объективом в зеркальных камерах и его неудобного размещения форму света получается очень неестественной.

Таким образом, вам остается читать руководства и экспериментировать. Но при съемке на пленку получается весьма длительная задержка обратной связи. Отсняв пленку вы должны обработать ее и напечатать снимки прежде, чем увидите результаты съемки и будете знать, что сделано правильно, а что — нет. Делать заметки также может быть весьма обременительно из-за высокой автоматизации современных вспышек. Даже профессионалы не рассчитывают полностью на свой опыт и делают замеры вспышек или тестовые снимки на мгновенные Polaroid пленки в студийных условиях. Цифровая фотография имеет одно неоценимое достоинство — значительно более короткую обратную связь, но это не может реально помочь тем из нас, кто по прежнему использует только пленку.

Итак перед вами немного информации, которая может помочь вам понять некоторые тайны использования вспышек с камерами Canon EOS. Большая часть информации представленной здесь, имеет общий характер и охватывает вопросы использования подобных систем вспышек от других производителей, но здесь также имеется очень специфичная информация, касающаяся только Canon EOS продуктов.

Замечу, что данный документ охватывает Canon EOS продукты, включая цифровые Canon EOS камеры. Цифровые камеры серии Canon PowerShot могут использовать фотовспышки Speedlight серии EX, но так как они не относятся к EOS-камерам имеются имеются значительные отличия в принципах их работы.

Существующая документация

Изучение вопросов фотографирования с фотовспышкой камерами EOS затруднено прежде всего из-за ограниченного количества доступной информации на эту тему. Фирменные руководства Canon имеют тенденцию быть довольно краткими, а другой информации об алгоритмах использования фотовспышек с EOS-камерами просто не публикуется. Опубликованная Canon брошюра «Flash Work», не настолько хороша, как названная подобно брошюра «Lens Work». «Flash Work» не дает достаточного понимания деталей процесса. Также Hove/Silver Pixel Press опубликовал книгу о фотовспышке Canon Speedlight 540EZ, которая также картко описывает другие фотовспышки Canon, продававшиеся на тот момент, но книга в данное время очевидно не печатается.

Canon USA опубликовал два технических буклета на данную тему в начале 90-х — «Canon Sppedlight Reference Guide» и более маленькую «Canon EOS Speedlight System». Однако, они отсутствуют в настоящее время в печати и не охватывают технологию E-TTL. Тем не менее «Canon Sppedlight Reference Guide» очень полезный ресурс для изучения TTL и A-TTL вспышек. Огромная благодарность Brett Cheng за присланную мне по почте копию!

Когда появился Elan II (EOS 50), Canon USA Chuk Westfall предоставил некоторую ценную информацию написанную Марком Овертоном (Mark Overton) в форме FAQ. Этот документ очень полезен, но несколько краток и не охватывает большую часть терминлогии и второстепенных вопросов. Также он изначально создавался для конкретного сочетания камера/вспышка — Elan II и Speedlight 380EX. Итак я решил написать что-либо более подробное о работе вспышек с EOS камерами.

Документ, который вы сейчас читаете, крайне длинный и детальный. И если вы хотите получить краткий обзор технологии EOS вспышек вы можете ознакомиться с Westfall/Overton FAQ на сайте Боба Аткинса (Bob Atkins Web site).

Наконец, хотелось бы отметить, что я не имею особого понимания и доступа к секретам разработок вспышек Canon. Я написал этот документ с одной стороны потому, что думал, что это может быть полезным для других. С другой стороны — потому, что объяснять что-либо это лучший путь понять все самому. Но здесь, возможно, могут содержаться технические ошибки. Если вы обнаружите какие либо ошибки, неточности или неясности, пожалуйста сообщите мне об этом.

FAQ : Наиболее популярные вопросы об использовании вспышек с EOS-камерами

Прежде, чем мы начнем, я бы хотел предоставить краткие ответы на десятку часто задаваемых вопросов о EOS вспышках. Такие вопросы задают просто в огромном количестве.

1 — Моя камера уже имеет встроенную вспышку. Нужна ли мне внешняя?

Этот вопрос можно встретить на всех дискуссионных форумах. Он очень раздражает старожилов форумов. И их раздражение обычно возникает по двум основным причинам. Во первых из-за того, что они сварливые придирчивые скряги. Во вторых — этот вопрос не имеет смысла без знания ваших фотографических потребностей и интересов.

Можно часто услышать вопрос типа «Какую машину мне купить?». Ответ на такой вопрос прежде всего зависит от ваших желаний и вашего бюджета. И все-же приведу здесь краткий обзор того, на что должны принимать в рассмотрение при принятии решения.

Если вы хотите только лишь делать снимки, вероятно встроенной вспышки будет достаточно. Но встроенная вспышка не может давать много света и его будет не достаточно на больших дистанциях, поэтому ваши друзья в ресторане не должны находиться далеко от вас (обычно не дальше 3-4 метров). В тоже время, втроенная вспышка весьма удобна — вы не можете потерять её пока не потеряете камеру целиком и она не добавляет дополнительного веса и объема.

Однако, если вы хотите делать более продвинутые фотографии, вы возможно захотите купить хорошую внешнюю вспышку или же избегать использования встроенной на сколько это возможно, полагаясь на естественное освещение. Как было замечено выше, свет от встроенной вспышки очень резкий и жесткий. Внешняя же вспышка позволяет смягчать свет рассеивая его от стен, потолка, дополнительных рассеивателей. Очень важный факт, что внешняя вспышка может быть установлена отдельно от камеры, синхронизируясь с камерой с помощью удлиннительного провода или даже без проводов. This is important since on-camera flash provides unnatural head-on lighting.

С этой точки зрения, большое значение имеет сколько вы хотите потратить, и как много дополнительного вы хотите носить с собой. Для более подробного рассмотрения этих вопросов обратитесь к разделу «Какую вспышку выбрать?»

Помните также, что фотовспышка — не панацея для всех проблем освещения. Очевидно, что это ценный инструмент, но часто лучший способ разрушить прекрасный снимок, это разрушить световые тона на сцене мощной вспышкой. Часто недостаток естественного света заставляет не спеша рассмотреть весь свет вокруг вас, что в конечном счете может помочь вам стать лучшим фотографом.

2 — Я не очень дововлен своими снимками снятыми со вспышкой. Освещение на снимках всегда выглядит резким и неестественным.

Да, со вспышками именно так и бывает. В основном, мягкое освещение это свет исходящий от больших областей. Вспышки портативных камер, наоборот, имеют очень маленькую излучающую область и поэтому дают очень жесткий свет с явными тенями. Также такие вспышки обычно монтируют справа и немного выше объектива камеры, что также способствует неестественному виду на фотографиях. Часто ли вам приходится видеть окружающий мир освещенный фонарем прикрепленным к вашей голове? Думаю нет, разве что вы оденете шахтерский шлем. В обычной жизни свет обычно приходит сверху: от солнца, от неба и облаков, от светильника на потолке.

Простейший путь смягчить освещение на ваших снимках со вспышкой — рассеивать свет исходящий от вашей вспышки с помощью какой-либо большой белой поверхности. Потолок, стены отлично справляются с этим, также как и портативный складной отражатель. Вы также можете купить рассеиватель присоединяемый к вспышке, но его эффективность не так заметна. Для получения более подробной информации обращайтесь к разделу «Качество света».

3 — Мои друзья обладают демонической силой? Их глаза светятся красным.

Это так называемый «эффект красных глаз» — основная проблема встроенных вспышек. Причиной такого эффекта является свет от вспышки отражающийся от кровеносных сосудов глазного дна. Этот отраженный свет попадает в объектив камеры и в результате имеем известное красное свечение.

Простейший способ снизить риск появления этого эффекта — использовать внешнюю вспышку вместо встроенной. Эта проблема подробно рассматривается в разделе «Эффект красных глаз» этой статьи. С этим же эффектом связана проблема зеленых глаз у кошек и собак.

Если же глаза ваших друзей светятся не только на фотографиях, но и в жизни, то скорее всего данная статья вам не поможет. В этом случае, поищите в интернете статьи на тему «изгнание нечистой силы».

4 — Я сделал снимок со вспышкой и обнаружил кривые тени в нижней части фотографии.

Скорее всего вы использовали встроенную вспышку и на вашей камере был установлен довольно большой объектив или бленда. В любом случае что-то преградило путь свету от встроенной вспышки. Кстати, это могла быть и ваша рука.

Чтобы решить проблему вы можете попробовать заменить объектив на другой меньшего размера, изменить зумирование (так чтобы уменьшилась длинна объектива), снять бленду либо использовать внешнюю вспышку. Такой эффект может иметь место и в случае съемки с малого расстояния (ближе 1 м до объекта).

5 — Я сделал два снимка подряд и второй снимок оказался очень темным.

Все вспышки требуют некоторого времени для зарядки между вспышками. Некоторые модели вспышек имеют возможность быстрой готовности («rapid-fire»), которая позволяет срабатывать вспышке в случае неполного заряда накопительного конденсатора. Но некоторые вспышки такой возможности не имеют.

Итак, если ваш второй снимок получился темным, вероятно, в вашей вспышке не реализована возможность быстрой готовности. Вы должны дождаться полного заряда вспышки (о чем обычно свидетельствует индикация на задней стороне вспышки) прежде, чем делать следующий снимок. Если же вспышка поддерживает возможность быстрой готовности, но тем не менее ваш второй снимок оказался темным, это может означать, что времени между первым и вторым снимками не хватило для зарядки вспышки до необходимого уровня мощности.

Также стоит отметить, что различные типы батарей перезаряжают вспышку с разной скоростью. Например, Ni-Mh аккумуляторы сокращают время перезарядки в 1,5..2 раза по сравнению с щелочными (Alkaline) батареями. Более точную информацию по этому вопросу смотрите в разделе «Батареи» руководства к вашей вспышке.

6 — Если помещу на вспышку рассеиватель или отражатель, необходима ли какая либо компенсация экспозиции?

Рассеиватели любого типа, очевидно, ограничивают количество света испускаемое вашей вспышкой. Вы также найдете сходный эффект, если будете рассеивать свет вспышки от стен,потолка или фотографического зонта.

Но, к нашей радости, с тех пор, как используются автоматические (TTL, A-TTL, E-TTL) системы замера, камера введет компенсацию автоматически. Нет необходимости ничего подстраивать.

Рабочий диапазон будет снижен, но вы не будете иметь иметь проблем с экспозицией до тех пор, пока находитесь не очень далеко от объекта съемки и не удаляетесь за границы уменьшенного диапазона расстояний. В зависимости от типа, рассеиватель может стоить вам половины диапазона вспышки.

7 — Я пытался сделать снимок со вспышкой и камера установила довольно длинную выдержку.

Такое случается, если вы пытаетесь сделать снимок со вспышкой в условиях слабого освещения и камера находится в режиме приоритета диафрагмы (Av) или ночной съемки, если камера имеет такой.

В режимах Av, ночной съемки и Tv (приоритет выдержки) камера замеряет экспозицию для существующего света и а основной объект освещает вспышкой. Это не значит, что вспышка является основным источником света и поэтому выдержка устанавливается также, как это было бы при съемке без вспышки.

При слабой освещенности необходима длительная выдержка, а значит вам потребуется штатив, чтобы избежать подвижки и смазывания в течение экспозиции.

Как альтернативу вы можете выбрать программный режим (P) или режим полного автомата (значок с зеленым прямоугольником), в которых экспозиция автоматически определяется не по общему освещению, а по освещаемому вспышкой объекту. В этих режимах устанавливается максимально длительная выдержка, которая гарантированно позволит вам снимать с рук без штатива. Недостаток программного и других автоматических режимов в том, что если вы снимаете в условиях тусклого освещения, то в результате получаете черный или плохо различимый задний план.

8 — Я пытался сделать снимок со вспышкой, но камера не позволила мне установить более короткую выдержку.

Каждая модель камеры имеет минимальную выдержку, которая может быть использована при съемке со вспышкой. Это так называемая выдержка X-синхронизации. Она обычно составляет от 1/90 секунды у бюджетных камер, до 1/250 секунды — у профессиональных. (1/500 у Canon EOS 1D).

Если вы имеете одну из новых камер и вспышку EX серии, то можете обойти это ограничение, используя режим высокоскоростной синхронизации FP.

9 — Я сделал снимок со вспышкой и обнаружил, что фон очень темный, почти черный.

Это другая сторона вопроса 7. В программном (P) и всех автоматических режимах использующих вспышку (за исключением ночной съемки) камера использует вспышку как основной источник света для освещения переднего плана.

Если окружающий свет довольно слабый, задний план получится очень темным. Так получается потому, что вспышка не может осветить в достаточной степени задний план а выдержка слишком короткая, чтобы адекватно обработать плохо освещенный задний план.

Помните, что свет от батареечных вспышек несколько ограничен. Вы не должны ожидать, что небольшая вспышка осветит Большой Каньон или Эйфелеву башню. Вы можете ожидать, что будут освещены люди находящиеся на переднем плане или задний план в закрытом пространстве (например интерьер комнаты).

Чтобы избежать этой проблемы, снимайте используя режимы Av, Tv или M, как уже упоминалось в вопросе 7. Если освещение очень плохое, вы можете использовать штатив, чтобы избежать смазывания. Также используйте для таких условий чувствительные пленки (например 800 ISO) и открытую диафрагму. Это все поможет вам получить хорошо проработанный задний план.

10 — Моя камера вычисляет сильно различающиеся значения экспозиции в режимах P и Av, когда я включаю вспышку.

Это связано с тем, как спроектирваны камеры EOS. P, Av, Tv и M режимы все измерения для вспышки делают различными способами. Более подробно об этом смотрите в разделе «Странности EOS вспышек». Здесь же, краткая версия, которая повторяет некоторые моменты из предыдущего вопрса.

Прежде всего, надо помнить, что измерительная система камеры независимо измеряет естественный свет и свет вспышки.

В программном режиме (P) скорость затвора устанавливается между 1/60 и максимальной скоростью синхронизации вспышки, которую позволяет ваша камера. Так сделано, чтобы вы не нуждались в использовании штатива, в случае слабого освещения. Затем делается попытка осветить передний план вспышкой.

Режимы приоритета диафрагмы (Av) и выдержки (Tv) устанавливают скорость затвора или диафрагму для корректной экспозиции для существующего света. Затем использует вспышку для заполнения переднего плана. Если уровень света низкий, то вам необходим штатив, чтобы избежать смазывания.

Ручной режим (M) позволяет вам установить выдержку и диафрагму по вашему желанию. Камера затем автоматически управляет освещением переднего плана вспышкой.

11 — У меня есть старая фотовспышка. Будет она работать на моей новой цифровой EOS-камере?

Может быть. Это зависит от типа имеющейся у Вас вспышки.

Цифровые EOS-камеры могут взаимодействовать только со с моделями вспышек Canon Speedlite имеющих окончание EX. Если наименование модели Вашей вспышки заканчивается на E, EZ или что-нибудь еще, то автоматическая работа с цифровой EOS-камерой невозможна.

Для вспышек других производителей внимательно изучите спецификацию на предмет поддержки «E-TTL экспозамера» (E-TTL flash metering). Если эта технология не поддерживается или указана только поддержка TTL, то к сожалению вы не сможете использовать такую вспышку в автоматическом режиме. Вопрос использования вспышек с цифровыми камерами более подробно рассмотрен в разделе TTL и E_TTL с цифровыми EOS-камерами

Системы замера, используемые в Canon EOS

Электронная вспышка прошла длинный путь с тех пор, как Harold «Doc» Edgerton, американский исследователь и изобретатель, в 1931 году изготовил первую электронную вспышку. Простая ли вспышка или сложная, ее основной принцип остается одним и тем-же — вы заряжаете конденсатор электричеством, а затем высвобождаете накопленную энергию за долю секунды в виде вспышки света. Лампы вспышек, как правило, представляют собой стеклянные трубки с двумя электродами по концам, заполненные инертным газом.

Световой поток изменяется мгновенно в ответ на наличие или отсутствие энергии подаваемой на излучающую лампу. Это основной способ контролировать световой поток, ограничивая длительность электрического импульса подаваемого на импульсную лампу, который отключается компонентом называемым «тиристор». Более старые вспышки требовали от вас определения дистанции до объекта съемки и самостоятельной установки длительности вспышки, что довольно тяжкий и часто приводящий к ошибкам процесс. В современных вспышках этот процесс полностью автоматизирован с помощью электронного микропроцессора.

Управление экспозицией

В обычной фотографии вы имеете два основных способа управлять количеством естественного света входящего в камеру и экспонирующего пленку. Вы можете регулировать выдержку, которая определяет продолжительность воздействия света на пленку (при допущени, что световой поток не изменяется в течение этого времени). Другой способ — изменять отверстие диафрагмы объектива изменяя этим количество света проходящего через объектив. Вы также можете использовать различные объективы и фильтры, но мы сейчас говорим о фундаментальных принципах.

Однако, съемка со вспышкой весьма отличается от обычной съемки в силу того, что вспышка действует в течение очень короткого промежутка времени. Главное, что надо помнить при съемке со вспышкой — выдержка не имеет никакого влияния на экспозицию (за исключением режима скоростной синхронизации FP, о котором пойдет речь позже). Свет от непрерывного источника света может быть ограничен длительностью выдержки, но импульс света от вспышки настолько короткий (доли милисекунды), что механический затвор не имеет возможности ограничить количество света от вспышки попадающий на пленку. Длительность выдержки затрагивает только свет от окружающего света.

Таким образом, вы имеете четыре основных способа управлять количеством света от вспышки засвечивающего пленку:

      • Во первых, вы можете изменять диафрагму объектива. Однако, размер диафрагмы также оказывает влияние на количество окружающего света попадающего на пленку. Очевидно, это может быть чрезвычайно неудобно, если это единственная возможность в нашем распоряжении.
      • Во вторых, вы можете изменять дистанцию от вспышки до объекта. Свет сильно ослабляется согласно известным физическим законам, что может быть точно рассчитано. Конечно, это также очень неудобно, если вы будете перемещать вспышку вокруг всего только для того, чтобы изменить экспозицию. Этот вариант хорош для студийных условий, но не для обычной или репортажной съемки.
        Стоит также отметить, что изменение дистанции вспышка-объект сказывается на относительном размере источника света, что в свою очередь влияет на качество освещения (более жесткое или наоборот, более мягкое).
      • В третьих, вы можете устанавливать различные рассеиватели или отражатели между вспышкой и объектом, которые потенциально могут вам мешать перемещаться вокруг объекта при работе.
      • В четвертых, вы можете длительность импульса вспышки, как упоминалось выше, таким образом влияя на интенсивность света излучаемого вспышкой. И это основной способ управления используемый нами для электронных вспышек.

Итак, что-же можно сказать в двух словах о вспышечном экспозамере. Вы нуждаетесь в изменении длительности импульса вспышки, чтобы получить правильно экспонированный негатив и забить ваш «фотографический гол». Понятно, что оперировать длительностью вспышки весьма непросто, и именно поэтому, большинство производителей камер спустя году предложили различные системы делающие это автоматически.

Принципы вспышечного экспозамера

Экспозамер для вспышек имеет множество отличий от нормального замера естественного освещения, по причинам описанным выше. Замер естественного освещения нормально выполняется в процессе открытия затвора. EOS камеры, например, активируют внутренний экспонометр, когда вы наполовину нажимаете на спуск. Но объект освещается вспышкой, как правило, когда вы полностью нажимаете на спуск. А означает, что импульс вспышки появляется после того как зеркало полностью поднято (блокируя измерение естественного освещения) и затвор полностью открыт.

Таким образом есть два способа, которыми можно сделать замер автоматически. Первый — измерение импульса вспышки, когда он начинает излучаться. Второй — сперва послать слабый импульс света (предвспышку) известной яркости и основываясь на полученном замере освещенности, рассчитать экспозицию еще до открытия затвора.

Именно этот второй способ и используется автоматическими системами экспозамера в камерах Canon. В устаревших TTL и A-TTL, а также в более поздних E-TTL вспышках. Вспышки поддерживающие E-TTL поддерживают также режим FP. Рассмотрим подробнее эти технологии.

Система замера TTL (Through The Lens)

Как написано выше, первые электронные вспышки требовали от фотографа выполнения ручного определения дистанции. Позже, первое поколение автоматических вспышек полагалось на внешние датчики для определения установок экспозиции. Эти датчики, монтируемые на передней части вспышек, просто воспринимали свет вспышки отражаемый от объекта и отключали питание лампы, когда определялось достаточное количество света для экспозиции пленки. Весьма почтенная вспышка Vivitar 283 продаваемая до сих пор работает по этому принципу.

Прим. пер. В России весьма популярными остаются вспышки Unomat 24B auto также работающие по этому принципу, но они к сожалению не совместимы с камерами EOS без специальной доработки.

Конечно такой внешний датчик весьма ненадежен. Например, датчик может покрывать большую или меньшую область чем объектив используемый с камерой в данный момент. Так Olympus впервые применил through-the-lens систему замера для вспышек в середине 70-х в камере OM2. Canon реализовал TTL-технологию в своей камере T90 десятилетием позже, и сделал эту возможность стандартной в пленочных камерах линии EOS. Именно поэтому T90 единственная не EOS камера совместимая с использованием Canon TTL системы.

Принцип работы TTL системы замера основан на измерении свта вспышки рассеянного объектом и прошедшего сквозь объектив. Если точнее, то измеряется свет отраженный от поверхности пленки непосредственно во время экспозиции с использованием OTF (Off The Film) датчика. Свет исходящий от вспышки отключается, когда датчик определяет достаточное количество света для получения нормальной экспозиции полутонового объекта.

Если вам интересно, вы можете поискать OTF-датчик в вашей камере. Чтобы его увидеть вам надо открыть заднюю крышку камеры, установить вольную выдержку (Bulb) и нажать на кнопку спуска (чтобы поднялось зеркало и открылся затвор). Это небольшая линза направленная под углом 45 градусов к плоскости где должна находиться поверхность пленки и размещенная в нижней части камеры в выступающей черной области напротив шторок затвора. Прямоугольное или крестообразное отверстие или несколько отверстий спереди от нее это сенсоры автофокуса.

При TTL-замере выполняется следующая последовательность операций:

      • Когда кнопка затвора нажата наполовину, происходит замер освещенности сцены доступным светом, как и без использования вспышки. Выдержка и диафрагма устанавливаются камерой или в соответствии с выбранным режимом — P, Av, Tv или M. В P-режиме камера устанавливает выдержку в диапазоне от 1/60 до выдержки X-синхронизации. (За исключением камер, которые имеют функцию блокирующую выдержку для Х-синхронизации в Av-режиме)
      • Когда кнопка затвора нажата полностью, поднимается зеркало и открывается затвор, начиная экспонирование пленки.
      • Вспышка посылает импульс энергии на импульсную лампу освещая суцену. Время начала вспышки зависит от выбранного режима синхронизации (по первой или второй шторке — first/second curtain sync).
      • Продолжительность импульса вспышки определяется OTF-датчиком, который делает замер допуская, что сцена близка к усредненной. Если производится съемка при достаточной освещенности (10EV и ярче), применяется автоматическое снижение экспозиции — auto fill reduction (если эта функция не отключена пользователем, что возможно в некоторых камерах). Это может приводить к уменьшению мощности вспышки света на 1/2..1,5 ступени.
      • Как только вспышка отпределит, что передний план сцены достаточно освещен (измеряя отраженный свет вспышки) энергия подаваемая на импульсную лампу отключается и свет от вспышки немедленно прекращается.
      • Затвор остается открытым столько, сколько требует установленная выдержка.
      • Затвор закрывается и зеркало опускается.

Важное замечание. Как было сказано, датчик измеряет свет отраженный от поверхности пленки. А различные пленки могут иметь различные отражательные свойства. Согласно B&H Henry Posner on th EOS list, все камеры с поддержкой TTL режима откалиброваны для работы с эмульсией типовой цветной негативной пленки. Это может приводить к различным ошибкам замера экспозиции при использовании различных пленок, а особенно слайдовых пленок. А так как слайдовые пленки очень требовательны к точности экспозиции, это может стать очень полезной информацией для вас.

    • Камеры споддержкой TTL:
      • T90 и все пленочные EOS-камеры исключая EF-M.
      • Цифровые камеры — все камеры с буквой D в обозначении (D30, D60, 1D, 1Ds, 10D, 300D/Digital Rebel/Kiss Digital, 1D mark II, 1Ds mark II, 20D, 20Da, 350D/Digital Rebel X/Kiss Digital N) не поддерживают TTL.
    • Фотовспышки поддерживающие TTL-режим:
      • Все фотовспышки Canon Speedlight серии E, а также 300TL (160E, 200E, 220EX, 300EZ, 380EX, 420EZ, 420EX, 430EZ, 540EZ, 550EX, 580EX, 580EX II, 450EG, 480EG, MR-14EX, MT-24EX и 300TL).

Улучшение TTL-вспышек, включая Canon AIM

Конечно TTL-системы замера более надежны и точны, нежели системы с внешним датчиком, но и они могут давать ошибочные результаты. Например, если объект имеет высокую отражательную способность или объект находится в белом окружении, может привести к сильному потоку отраженного света, что в результате даст недоэкспонированное изображение, так как камера отключит импульс вспышки раньше, чем это необходимо. Смещение обекта из центра экспозиции создает аналогичные проблемы. Другая проблема состоит в том, что замер экспозиции происходи тогда, когда затвор уже открыт и отрабатывает заданную выдержку и камера уже не может учесть влияние вспышки на экспозицию измеренную только для доступного освещения.

Canon усовершенствовал TTL управление в своих камерах с несколькими точками фокусировки добавив возможность, называемую AIM (Advanced Integrated Multi-point Control System). В основе работы AIM лежит многосегментный замер экспозиции для вспышки. Это позволило камерам настраивать экспозицию вспышки для области кадра соответствующей выбранной зоне фокусировки. Это увеличило наши шансы получить нормально-экспонировнный кадр в композиции со смещенным центром.

AIM-системы стали лучшим способом для съемки нецентрального объекта с использованием, фотовспышки, чем использование замера по центральной точке с последующим смещением центра композиции (особенно без использования блокировки экспозиции вспышки). Для получения дополнительной информации по системе AIM обратитесь к разделу Flash metering patterns.Заметим, что старые EOS камеры с многосегментным замером вспышки не использовали термин «AIM» в своей документации — Canon начал использовать этот маркетинговый термин только в середине 90-х. Поэтому факт, что в документации на вашу камеру с несколькими точками фокусировки нет упоминания о AIM совсем не означает ее отсутствие.

Nikon улучшил свою TTL-систему для вспышек включив в расчет экспозиции информацию о расстоянии до объекта съемки в своей «3D»-системе. Эта система определяет расстояние до объекта съемки считывая информацию о текущей дистанции фокусировки с объектива камеры. Canon не использовал аналогичных решений в экспосистемах вспышек до 2004 года, когда была разработана E-TTL II. Однако, не стоит переоценивать ценность информации о расстоянии. Достаточно понять, что эта информация абсолютно безполезна при использовании отраженного режима или различных рассеивателей в которых свет от вспышки не идет прямо к объекту съемки. В обоих этих случаях реальное расстояние, пройденное светом от вспышки до объекта, будет намного больше дистанции считанной с объектива.

A-TTL (Advanced TTL)

Первым шагом Canon в изменении системы вспышечного экспозамера стало создание системы A-TTL (Advanced Through The Lens), которая впервые была предложена в камерах T90 и продолжена во всех пленочных EOS камерах.

Вспышки работающие по данной системе (300TL и Speedlight только серии EZ) посылают краткий измерительный импульс света еще на фазе измерения, т.е. когда кнопка спуска затвора нажата на половину. Эта предвспышка принималась внешним датчиком, расположенным в передней части вспышки, использовалась для определения рекомендуемой диафрагмы для получения желаемой глубины резкости, особенно на малых дистанциях. Затем вспышка срабатываля с актуальной для освещения данной сцены мощностью, когда затвор уже открыт.

При A-TTL-замере выполняется следующая последовательность операций:

  • Когда кнопка затвора нажата наполовину, происходит замер освещенности сцены доступным светом. В P и Tv режимах определенное значение диафрагмы запоминается, но не устанавливается. В Av и M режимах диафрагма устанавливается в соответствии с пользовательскими настройками.
  • Фотовспышка посылает краткий предварительный импульс света (или вспышку инфракрасного света от установленной в передней части вспышки дополнительной лампы в зависимости от типа вспышки и выбранного режима) накладывая его на доступное освещение, с целью определения дистанции от вспышки до основного объекта. А в P-режиме еще и корректируя определенное на первом шагу значение диафрагмы для нормальной экспозиции главного объекта.
  • Только в P-режиме два рассчитанных значения диафрагмы (для доступного света и для вспышки) сравниваются, когда кнопка затвора полностью отпускается. И обычно камера устанавливает меньшее из двух значений диафрагмы, особенно если дистанция до объекта достаточно мала. В Av и M режимах устанавливается диафрагма определенная пользователем, а в Tv-режиме — определенная при замере доступного освещения.
  • Если съемка производится при достаточной освещенности (10EV и ярче), применяется автоматическое снижение экспозиции — auto fill reduction (если эта функция не отключена пользователем, что возможно в некоторых камерах). Это может приводить к уменьшению мощности вспышки света на 1/2..1,5 ступени.
  • Наконец, когда кнопка затвора нажата полностью, поднимается зеркало и открывается затвор, начиная экспонирование пленки.
  • Фотовспышка посылает импульс света актуальный для данной сцены. Время начала вспышки зависит от выбранного режима синхронизации (по первой или второй шторке — first/second curtain sync). Продолжительность импульса определяется стандартным OTF датчиком, также как при TTL-замере.
  • Затвор остается открытым столько, сколько требует установленная выдержка.
  • Затвор закрывается и зеркало опускается. Если вспышка определяет, что выданный импульс света соответствует заданным параметрам и система замера считает его адекватным, зажигается лампа индикации.
  • Камеры споддержкой A-TTL:
    • Все EOS камеры с поддержкой TTL (смотри выше)
  • Фотовспышки поддерживающие A-TTL-режим:
    • Canon Speedlight 300EZ, 300TL (только с T90), 420EZ, 430EZ, 540EZ.

Ограничения A-TTL

К сожалению A-TTL, не смотря на свое имя, имеет ограниченное применение. Например, использование A-TTL в отраженном режиме в некоторых фотовспышках (таких как 420EZ и 430EZ) приводит к ослепляющей вспышке яркого белого света от главной лампы, каждый раз, когда вы нажимаете кнопку спуска наполовину, что может очень раздражать фотографируемых людей. Хотя эти фотовспышки используют небольшую отдельную инфракрасную лампу вспыхивающую на стадии предвспышки когда головка вспышки направлена прямо на объект, они вспыхивают главной лампой если головка вспышки хоть немного наклонена или повернута.

Если этого недостаточно, предвспышка не используется реально многми EOS-камерами в режимах Av, Tv и M режимах, да и в P-режиме врядли происходит установка диафрагмы для измерения экспозиции вспышки. В отличие от E-TTL, A-TTL предвспышка никогда не используется для актуального замера. Реальное предназначение предвспышки A-TTL в этих режимах — предоставление вспышке информации о выходе из допустимого диаппазона освещения в ранних EOS-камерах (630, RT и 1). Canon had to drop that whole system for patent reasons by the late 80s, но A-TTL предвспышка во всех режимах, кроме P осталась жить, как неиспользуемый придаток в большинстве A-TTL фотовспышках.

Интересное замечание, что фотовспышка 540EZ решает эту проблему простым переключением в режим TTL при использовании ее в режиме отраженного света. Фактически, 540EZ не использует A-TTL для Av и Tv режимов, в отличие от ранних фотовспышек. Возможно, что окончательной причиной для Canon стало, что большинство покупателей 540EZ не собирались пользоваться 630, RT и 1.

В силу того, что A-TTL датчик находится на передней части вспышки (позади углубленной пластиковой линзы), а не внутри камеры. Вероятно, что установка на объектив плотного фильтра может привести к проблемам измерения, так как этот фильтр не покрывает E-TTL датчик. Будьте также уверены, что установленный на вспышке датчик, не блокирован вашей рукой или чем либо еще. Некоторые рассеиватели, устанавливаемые на вспышку, также могут представлять проблему, так как свет от вспышки рассеиваясь может попадать в датчик на вспышке.

Наконец, несмотря на дополнительную сложность электронной схемы, A-TTL просто устанавливает наименьшую диафрагму, чтобы уверенно получить глубину пространства, которая не всегда является тем, чего вы добиваетесь.

Короче, A-TTL адекватно обеспечивает приемлемую экспозицию и глубину поля в режиме P для камеры. Это оказывается не так полезно для большинства тонких или комплексных техник света и абсолютно бесполезно в Av, Tv и M режимах камеры.

E-TTL (Evaluative TTL)

С появлением камеры Canon Elan II/50 в 1995 году, Canon представил новую флэш-технологию — E-TTL, для «оценочного (evaluative) TTL» измерения экспозиции вспышки. E-TTL зажигает предвспышку малой мощности известной яркости с помощью основной лампы, чтобы корректно определить экспозицию. При этом измеряется отраженный от сцены свет предвспышки, затем производится расчет мощности необходимого импульса впышки на основе произведенного замера, исходя из допущения, что сцена имеет средний тон. Эта технология также использует предвспышку, но лишена недостатков A-TTL по следующим двум причинам.

Во первых, предвспышка в E-TTL технологии происходит непосредственно перед открытием затвора и уже после того, как кнопка спуска нажата полностью. И поэтому, в отличие от A-TTL, E-TTL предвспышка фактически используется для замера экспозиции вспышки, и не вспыхивает на стадии замера доступного освещения. Некоторые пользователи могут быть удивлены узнав, что E-TTL фактически выполняет предвспышку непосредственно перед основной вспышкой. При определенных установках, это происходит настолько быстро, что предвспышку трудно заметить, хотя, вы могли бы мельком увидеть это перед подъемом зеркала. Только при использовани синхронизации по второй шторке предвспышка достаточно хорошо отличима, так как она зажигается перед открытием первой шторки и разнесена во времени с основной, примерно на время немногим больше выдержки X-синхронизации.

Во вторых, свет предвспышки анализируется той же оценочной системой замера, которую камера использует для замера доступного освещения. Это означает, что замер производится через объектив и вероятность ошибки гораздо ниже, чем при замере внешним датчиком. Также исключаются погрешности из-за рассеянного света и необходимости замерять освещенность поверхности пленки (которая, как говорилось выше может иметь сильно различающиеся отражательные свойства). Особо любопытный пользователь не сможет разглядеть измерительный датчик E-TTL в камере, т.к. в отличие от TTL-датчика, он размещен в пентапризме (или в «кровельном» зеркале у наиболее дешевых EOS камер).

E-TTL также превосходит TTL и A-TTL при использовани режима заполняющей вспышки. E-TTL алгоритм обычно отлично применяется как тонкое и натуральное заполнение светом вспышки в съемках при дневном свете. E-TTL экспозиция также зависит от установленной точки автофокуса, что в теории должно давать экспозицию по более четко-выделенной смещенной области кадра, чем многозонная TTL-система.

Обычная последовательность операций выполняемых при E-TTL-замере (за исключением случая включения опции блокировки экспозиции вспышки (FEL — flash exposure lock), приведена ниже:

  • Когда кнопка затвора нажата наполовину, происходит замер освещенности сцены доступным светом обычным для камеры образом. Диафрагма и выдержка устанавливается камерой в соответствии с выбранным режимом: PIC, Av, Tv, M или P.
  • Когда кнопка спуска нажимается полностью, немедленно посылается кратковременный маломощный импульс (предвспышка) белого света главной лампой вспышки.
  • Свет предвспышки, будучи отраженным от объектов сцены анализируется тойже измерительной системой, что использовалась на первом шаге для замера доступного света. Определяется необходимая мощность световой вспышки (длительность светового импульса), которая сохраняется в памяти. Данные всего набора датчиков оцениваются и сравниваются с результатами замера естественного света. При этом датчикам в области активной точки автофокуса придается дополнительный вес в расчете. Если включен ручной фокус, то используется либо центральная точка фокуса, либо интегральный (усредненный) замер.
  • Если съемка производится при достаточной освещенности (10EV и ярче), применяется автоматическое снижение экспозиции — auto fill reduction (если эта функция не отключена пользователем, что возможно в некоторых камерах). И в некоторых случаях уменьшение мощности вспышки может составлять от 1/2 до 2 ступеней експозиции. Однако, алгоритм реализованный в E-TTL никогда не публиковался, и поэтому никто вне фирмы Canon не знает как он работает.
  • Наконец, поднимается зеркало и открывается затвор, начиная экспонирование пленки или ПЗС-матрицы (если это цифровая камера).
  • Фотовспышка посылает импульс света преварительно определенной мощности (длительности) для освещения данной сцены. Время начала вспышки зависит от выбранного режима синхронизации (по первой или второй шторке — first/second curtain sync). OTF датчик (если такой имеется в камере) не используется в E-TTL-режиме.
  • Затвор остается открытым столько, сколько требует установленная выдержка.
  • Затвор закрывается и зеркало опускается. Если вспышка определяет, что выданный импульс света соответствует заданным параметрам и система замера считает его адекватным, зажигается лампа индикации.
  • Камеры споддержкой E-TTL:
    • Все EOS типа А (смотри ниже)
  • Фотовспышки поддерживающие E-TTL-режим:
    • Все Canon Speedlight серии EX : 220EX, 270EX, 380EX, 420EX, 430EX, 430EX II, 550EX, 580EX, 580EX II, MR-14EX, MT-24EX.

Ограничения E-TTL

Один из недостатков E-TTL, это то что предвспышка может приводить к тому, что люди очень быстро моргающие, на фотографиях получаются с полузагрытыми глазами. Член EOS-ссобщества, Джулиан Лок, ссылается на это, как на BEETTL (Blinking eye E-TTL) синдром. Обычно предвспышка срабатывает за очень короткий период до основной вспышки, но тогда когда вы используете синхронизацию по второй шторке с довольно длительной выдержкой получается довольно большой отрезок времени между вспышкой и предвспышкой для того, чтобы глаз быстроморгающего человека успел среагировать на предвспышку. Это также может стать проблемой для фотографов снимающих природу, в частности птиц.

Другая проблема состоит в том, что использование предвспышки может приводить к преждевременному срабатываниюстудийных фотовспышек, работающих в ведомом режиме, которые работают по принципу срабатывания по вспышке света (оптически ведомые вспышки). Это приводит к тому, что экспозиция отработанная вспышкой быдет сильно искажена, из-за того что оптически ведомые вспышки сработаю слишком рано. Предвспышка может также создать большие сложности замера экспозиции с использованием ручного флэшметра.

Система E-TTL очень автоматизированная не достаточно документированная система. Как уже было сказано выше, Canon не опубликовал детали алгоритма автозаполнения E-TTL. Это требует некоторого экспериментирования, чтобы понять как система реагирует в разных ситуациях. Также стоит отметить, что пользователь имеет небольшой выбор в установке режимов работы вспышки. Большинство вспышек не позволяет вручную выбирать TTL, A-TTL или E-TTL режим.

E-TTL создает проблемы для многих пользователей цифровых камер (см TTL, E-TTL и цифровые EOS камеры). Некоторые из этих камеры произведены как камеры с системой E-TTL II, которая описана в следующем разделе.

Наконец, не все возможности E-TTL поддерживаются всеми камерами типа A и E-TTL-вспышкой. Некоторые возможности безпроводного управления и другие функции (например моделирующий свет), доступны только с новейшими EOS камерами, например EOS 3 или EOS 30 фотовспышками 550EX и 420EX. В части 3 занной статьи описано какие возможности доступны для разных комбинаций камер и вспышек разных моделей.

E-TTL II

Представленная в 2004 году с цифровой канерой EOS 1D mark 2 и с пленочными EOS Elan 7N/EOS 30V/7S камерами система E-TTL II представляет собой улучшенную систему E-TTL с добавленными двумя основными новшенствами.

Улучшенный алгоритм замера

Во первых, E-TTL II проверяет все доступные зоны замера до и после E-TTL предвспышки. Связанные с этими зонами изменения яркости взвешиваются и используются для замера вспышки. Это позволяет решить основную проблему E-TTL, связанную с попаданием в кадр хорошо отражающих поверхностей порождающих яркие блики при съекмке со вспышкой и сбивающих с толку систему замера. Обычно E-TTL II использует оценочные алгоритмы для своего замера, но EOS 1D mark II имеет новую пользовательскую функцию (CF 14-1) которая позволяет вам использовать центровзвешенный замер взамен оценочного по вашему желанию.

Включение в некоторые расчеты информации о дистанции до объекта

Во вторых, E-TTL II может использовать инвормацию о дистанции до объекта, если она доступна. Некоторые объективы серии EF (см. список в следующем разделе) содержат преобразователь, который определяет текущее фокусное расстояние объектива. Например, если ваша камера сфокусирована на объект находящийся на расстоянии 4 метра, объектив передает в камеру информацию об этом.

При некоторых условиях информация о расстоянии до объекта используется в расчете для определения необходимой мощности вспышки. И это особенно полезно если вы используете focus and recompose метод без установки FEL — новейшей системы, которая помогает минимизировать ошибки замера в данных условиях. Canon описывает новую систему, как систему выполняющую замер для плоскости, а не для точки.

До сих пор данные о расстоянии до объекта не использовались реально большинством EOS камер. Некоторые PIC режимы вполне возможно использовали эту информацию в своих расчетах экспозиции. E-TTL II является первым реальным полезным решением реализованным Canon, использующим эту информацию, и очевидно очень похожим на разработки Nikon, которые уже довольно давно используют для расчета экспозиции вспышки информацию о дистанции.

Случаи, когда информация о дистанции не используется

Информация о дистанции до объекта не всегда используется E-TTL II. По крайней мере, здесь приведены три наиболее значительных случая в которых эта информация не используется, не говоря о случаях, когда она просто не доступна, так как многие объективы не предоставляют ее. Итак три случая: использование режима отраженного света, макровспышки и беспроводные E-TTL вспышки.

Когда вы используете отраженный или рассеянный свет вспышки (другими словами, когда головка вспышки отклонена от направления прямо на объект) в этом случае камера не может определить дистанцию, которую свет от вспышки проходит до объекта отражаясь от какой либо поверхности. Свет может быть отражен от стены, от потолка или от каких либо отражателей и не идет напрямик к объекту. В силу того, что использование отраженного света это один из основных способов качественного освещения сцены, это значит, что единственным преимуществом E-TTL II в данной ситуации, останется только отличный оценочный замер.

Два других случая имеют сходное происхождение. При макросъемке вы находитесь слишком близко к объекту чтобы объектив мог определить достоверную информацию о дистанции. Аналогично и при использовании беспроводной E-TTL камера не может знать где находится вспышка по отношению к объекту. Заметим, что E-TTL II может использовать информацию о дистанции, если вспышка подключена к горячему башмаку камеры через кабель. Это означает, что пользователи вспышек установленных на кронштейне столкнутся с трудностями. Собственно, если вы разположите вспышку несколько ближе или дальше от объекта, чем камера, или точка вспышки будет встороне от оптической оси объектива или направление всмышки будет несколько отличаться от прямого, то вы можете получить небольшое отклонение при замере. Вы не можете принудительно отключить использование данных о дистанции, если ваш объектив предаставляет их. Возможно в этом случае вы можете проявить небольшую предосторожность установив головку вспышки на несколько градусов выше или ниже от горизонтального положения, тем самым отключив принятие в расчет данных о дистанции при незначительном изменении освещения объекта вспышкой.

Итак, следующие два момента надо держать в голове. Во-первых, E-TTL II не требует замены ни вспышки ни объектива используемых с E-TTL II камерой. Основная масса изменений касается внутреннего устройства самой камеры. Во-вторых, E-TTL II всегда использует данные о дистанции и когда они достоверны (т.е. в случае прямого освещения объекта вспышкой без рассеивателя) и не мешает вам использовать устаревшие объективы без этой возможности.

  • Камеры споддержкой E-TTL II:
    • EOS 1D mark II, EOS 30V/33V/7S/Elan 7N/Elan 7EN, EOS 20D/20Da, EOS 350D/Rebel X Digital/Kiss N Digital, EOS 400D/Rebel XTi Digital/Kiss X Digital, EOS 450D/Digital Rebel XSi/Kiss X2, EOS 500D/Digital Rebel T1i/Kiss X3, EOS 550D/Digital Rebel T2i/Kiss X4, EOS 1000D/Digital Rebel XS/Kiss F, 1D mark IIN, 1Ds mark II, 1D mark III, 1Ds mark III, 1D mark IV, 5D, 5D mark II, 30D, 40D, 50D, 7D
  • Фотовспышки поддерживающие E-TTL II-режим:
    • Все Canon Speedlight серии EX : 220EX, 270EX, 380EX, 420EX, 430EX, 430EX II, 550EX, 580EX, 580EX II, MR-14EX, MT-24EX.

Объективы Canon EF с передачей данных о дистанции

Ниже приведе список объективов Canon EF, которые передают в камеру данные о дистанции, если камера может использовать их. Этот список был опубликован Canon USA’s Chuck Westfall в марте 2004-го года и он достаточно полный хотя может и имеет какие-то упущения.

  • Первые три объектива с преобразованием информации о дистанции были представлены в 1990 году с камерой EOS 10/10S. Это были 35-135mm 4-5.6 USM, 70-210mm 3.5-4.5 USM и 100-300mm 4.5-5.6 USM. Заметим, что большинство объективов с поддержкой передачи данных о дистанции имеют USM привод фокусировки. Но это не обязательное правило для определения наличия преобразователя данных о дистанции в объективе. По наблюдениям автора, данные передаваемые объективам сильно округленные, так как каждый контакт преобразователя дает информацию лишь о том, что дистанция до объекта фокусировки находится в определенном диаппазоне. Автор, также, не имеет информации о о Canon-совместимых объективах третьих фирм, предоставляющих информацию о дистанции до объекта.
    • EF 14mm 2.8L USM
    • EF 20mm 2.8 USM
    • EF 24mm 1.4L USM
    • EF 28mm 1.8 USM
    • EF 35mm 1.4L USM
    • MP-E 65mm 2.8 1-5x Macro
    • EF 85mm 1.8 USM
    • EF 100mm 2 USM
    • EF 100mm 2.8 Macro USM
    • EF 100mm 2.8 Macro (discontinued)
    • EF 135mm 2L USM
    • EF 180mm 3.5L Macro USM
    • EF 200mm 2.8L II USM
    • EF 200mm 2.8L USM (discontinued)
    • EF 300mm 2.8L IS USM
    • EF 300mm 4L IS USM
    • EF 300mm 4L USM (discontinued)
    • EF 400mm 2.8L IS USM
    • EF 400mm 4 DO IS USM
    • EF 400mm 5.6L USM
    • EF 500mm 4L IS USM
    • EF 600mm 4L IS USM
    • EF 1200mm 5.6L USM
    • EF 16-35mm 2.8L USM
    • EF 17-35mm 2.8L USM (discontinued)
    • EF 17-40mm 4L USM
    • EF 20-35mm 3.5-4.5 USM
    • EF 24-70mm 2.8L USM
    • EF 24-85mm 3.5-4.5 USM
    • EF 28-70mm 2.8L USM (discontinued)
    • EF 28-80mm 3.5-5.6 USM (discontinued)
    • EF 28-105mm 3.5-4.5 USM (discontinued)
    • EF 28-105mm 3.5-4.5 II USM
    • EF 28-105mm 4-5.6 USM
    • EF 28-105mm 4-5.6
    • EF 28-200mm 3.5-5.6 USM
    • EF 28-200mm 3.5-5.6 (discontinued)
    • EF 28-300mm 3.5-5.6L IS USM
    • EF 35-135mm 4-5.6 USM (discontinued)
    • EF 70-200mm 2.8L IS USM
    • EF 70-200mm 2.8L USM
    • EF 70-200mm 4L USM
    • EF 70-210mm 3.5-4.5 USM (discontinued)
    • EF 70-300mm 4.5-5.6 DO IS USM
    • EF 90-300mm 4.5-5.6 USM
    • EF 90-300mm 4.5-5.6
    • EF 100-300mm 4.5-5.6 USM
    • EF 100-400mm 4.5-5.6L IS USM
    • EF-S 18-55mm 3.5-5.6 USM (Japan only)
    • EF-S 18-55mm 3.5-5.6
    • EF-S 18-55mm 3.5-5.6 II
    • EF-S 60mm 2.8 USM macro
    • EF-S 17-85mm 4-5.6 IS USM
    • EF-S 10-22mm 3.5-4.5 USM
  • Если вы не нашли ваш объектив в списке выше, это может означать, что он не имеет возможности передавать данные о дистанции. Ниже приведены несколько объективов, которые точно не имеют данной возможности. Заметьте, что 50mm 1.4 USM и 85mm 1.2L USM также находятся в этом списке.
    • EF 15mm 2.8 fisheye
    • EF 24mm 2.8
    • EF 28mm 2.8
    • EF 35mm 2.0
    • EF 50mm 1.4 USM
    • EF 50mm 1.8 II
    • EF 85mm 1.2L USM
    • EF 135mm 2.8 SF
    • EF 28-80mm 3.5-5.6 II
    • EF 28-90mm 4-5.6 II USM
    • EF 28-90mm 4-5.6 II
    • EF 35-80mm 4-5.6 III
    • EF 55-200mm 4.5-5.6 II USM
    • EF 75-300mm 4-5.6 IS USM
    • EF 75-300mm 4-5.6 III USM
    • EF 75-300mm 4-5.6 II
    • EF 80-200mm 4.5-5.6 II

FP (focal plane or high speed sinc) — Режим скоростной синхронизации

Синхронизация вспышки по обеим шторкам фокального затвора было очень проблематично, как в дни когда использовались одноразовые лампы вспышки, так и сегодня с электронными вспышками. По этой причине были разработаны лампы вспышек способные работать с фокальным затвором. Такие лампы довольно быстро зажигаются и остаются светиться на протяжении всей выдержки затвора. Такие лампы были названы FP лампами.

Вместе с E-TTL Canon представила реализацию электронного FP режима вспышки, как способ обойти ограничение выдержки X-синхронизации в некоторых случаях, и отличающуюся от технологии впервые предложенной Olympus. Режим FP позволяет вам делать фотографии практически при любой выдержке. При этом вспышка пульсирует с экстремально высокой частотой — 50 кГц — симулируя таким образом неперерывный поток света. FP поддерживает «focal plane» по аналогии со старыми импульсными FP-лампами, хотя Mark Overton ссылается на эту технологию, как на «Fast Pulse» режим в своем FAQ, точно так это и работает сегодня.

Этот режим полезен для съемки с заполняющей вспышкой на открытом воздухе с широко открытой диафрагмой. Обычно вы не можете использовать заполняющую вспышку не закрыв достаточно диафрагму или не используя очень низкочувствительную пленку. Как правило, замена пленки представляет большую сложность, а закрывание диафрагмы приводит к увеличению глубины резкости. Если вы снимаете портрет, возможно вам захочится получить размытый фон и единственный способ получить это — снимать с открытой диафрагмой. Но широко открытая диафрагма пропускает много света и вы не можете скомпенсировать это уменьшением выдержки затвора, так как снова сталкиваетесь с ограничением X-синхронизации.

Режим скоростной синхронизации решает эту проблему, позволяя преодолеть порог выдержки X-синхронизации и установить выдержку вплоть до самой короткой для данной камеры (обычно 1/2000 или 1/4000 с). Главный недостаток этого режима, ослабление мощности светового потока и соответственно уменьшение рабочего диаппазона дистанций до объекта.

Когда вы устанавливаете FP-режим это приводит примерно к троекратному уменьшению диапазона дистанций по сравнению с обычным режимом вспышки. С мощными вспышками, такими как 580EX или 550EX это может и не вызвать больших проблем, если объект съемки находится достаточно близко. Но сокращение рабочего диаппазона становится серьезным препятствием если вы используете слабомощную вспышку (например 220EX) если объект находится достаточно далеко или если используется низкочувствительная пленка. Конечно, если вы используете FP режим просто для легкой заполняющей подсветки объекта (что вероятнее, чем использование в качестве основного освещения объекта) то потеря рабчего диаппазона вспышки не станет для вас большой проблемой.

Отметим еще один важный момент — режим FP не позволяет «заморозить» движение. Название «высокоскоростная синхронизация» вводит нас в заблуждение. Обычная съемка со вспышкой очень хорошо замораживает движение на снимке, так как световой импульс вспышки чрезвычайно короткий. Когда же вы используете FP-режим, лампа вспышки пульсирует имитируя непрерывный источник света. Так как вспышка света не короткая, вы не можете просто заморозить движение, разве что установив достаточно короткую выдержку затвора. Этот режим называется высокоскоростной синхронизацией потому, что позволяет вым синхронизировать вспышку при очень быстрой (короткой) выдержке, а не потому что позволяет делать вам высокоскоростные фотографии.

Так как FP режим во вспышках Canon неразрывно связан с E-TTL технологией, он доступен только во вспышках EX-серии совместно с камерами типа А. Два исключения из этого правила. Во-первых, камера типа B EOS 1N может быть перепрограммирована для поддержки FP, но без поддержки E-TTL. Во-вторых, цифровые камеры со встроенной вспышкой (10D, 300D, и др.) поддерживает FP режим на внешней вспышке, но встроенная вспышка с поддержкой E-TTL не поддерживает FP.

FP режим индицируется на камерах типа A и на фотовспышке отображением небольшого светящегося символа «H».

  • Камеры споддержкой FP режима вспышки:
    • Все EOS камеры типа А и перепрограммированная EOS 1N
  • Фотовспышки поддерживающие FP-режим:
    • Все Canon Speedlight серии EX : 220EX, 270EX, 380EX, 420EX, 430EX, 430EX II, 550EX, 580EX, 580EX II, MR-14EX, MT-24EX.

TTL и E_TTL с пленочными EOS-камерами

Все пленочные EOS камеры на момент написания данной статьи поддерживали TTL систему замера, за исключением странной камеры Canon EF-M, которая имела ручную фокусировку и позволяла устанавливать объективы с EF-байонетом, но была лишена автофокуса и схемы TTL замера. (Вам необходимо купить специальную вспышку с внешним датчиком Speedlite 200M, если вы хотите снимать со вспышкой камерой EF-M). Все пленочные EOS-камеры имеющие встроенную вспышку полагаются исключительно на TTL замер при работе с ней.

Камеры Canon разработанные до Elan II/EOS 50 (до 1995 года) не поддерживают E-TTL. Одновременно с реализацией E-TTL Canon разделила модельный ряд своих EOS камер на две группы Type A и Type B. Камеры типа A имелют поддержку E-TTL, FEL и FP технологий. Камеры типа B не поддерживают эти технологии.

С фотовспышками несколько проще. Если наименование фотовспышки заканчивается на X (например 550EX, MT-24EX), то она поддерживает E-TTL. Если наименование заканчивается на какой либо другой символ (430EZ, 480EG), то не поддерживает.

Однако стоить отметить три важных момента. Во-первых, Canon продолжал разрабатывать и до сих пор продает камеры типа B, такие как EOS 3000 и почтенную EOS 5/A2, так что дата покупки вашей камеры не может однозначно определить к какому типу ее относить. Во-вторых, с тех пор как Canon ввел разделение камер на два типа в 1995, старые камеры очевидно не описываются в своих руководствах как камеры типа A или B. В-третьих, тип A просто означает, что камера поддерживает E-TTL, FEL и FP. Но это совсем не означает, что камера будет поддерживать другие возможности, например беспроводное управление вспышками или моделирующий свет.

Итак мы имеем следующее:

  • Во-первых все вспышки серии EX (т.е. E-TTL совместимые) также поддерживают TTL и автоматически переключаются в TTL режим при подключении к камере типа B. Однако не EX-вспышки поддерживают A-TTL.
  • Во-вторых, так как все пленочные EOS камеры (и типа A и типа B) поддерживают и TTL и A-TTL, все они могут использовать вспышки серии E в режиме TTL, а вспышки EZ-серии и в режиме A-TTL. Все цифровые EOS камеры поддерживают либо E-TTL, либо E-TTL и E-TTL II (см. ниже).
  • В-третьих, если и камера и вспышка поддерживают E-TTL, то они автоматически будут использовать этот режим, если он не будет выглючет принудительно.

TTL и E-TTL с цифровыми EOS-камерами

Все цифровые камеры Canon с башмаком для подключения вспышки — и зеркалки со сменными объективами и модели цифровые «мыльницы» (в оригинале «point and shoot camera») — поддерживают E-TTL (или E-TTL и E-TTL II), но не поддерживают ни TTL ни A-TTL. Камеры Canon с встроенной выскакивающей фотовспышкой поддерживают только E-TTL. (Думаю если вам захочется использовать вспышку с какой-либо не EOS камерой вам возможно придется проверить ее ограничения на сайте Kevin Bjorke’s page. Canon также написал статью letter to D30 usersпо поводу использования вспышек EX-серии.)

Это связано с тем, что цифровые камеры не имеют пленки и не могут использовать обычный датчик отраженного от пленки света для TTL замера. Практически зеркальная поверхность CMOS или CCD матрицы имеет сильно отличающиеся от пленки характеристики отражения. Canon всегда включен в E-TTL, только поддерживая TTL для обратной совместимости со старыми моделями.

Это означает, что только вспышки Canon EX-серии или вспышки с поддержкой E-TTL от третьих фирм могут быть использованы с линейкой цифровых камер Canon. Старые вспышки серий E и EZ работают некорректно — без возможности автоматического TTL замера через объектив. Вы можете сделать это вручную со вспышками EZ, например 540EZ переключив в ручной режим, но это потребует внешнего замера.

К сожалению, E-TTL доставляет специфическую проблему пользователям цифровых камер. Многие пользователи рассказывают о серьезных проблемах с дико изменяющейся экспозицией при использовании E-TTL вспышек с их цифровыми зеркалками, особенно с D30 и D60. Некоторые из этих проблем возникают при фокусировании, последующей рекомпозиции и использовании блокировки экспозиции вспышки (FEL), которая устанавливает неправильную область кадра для своего замера. Но многие проблемы не могут быть здесь объяслены. Как кажется, основная проблема состоит в способе, которым E-TTL камеры корректирует экспозицию вспышки в соответствии с «весом» фокусировочной точки. Для более полной информации по эой теме ознакомьтесь с разделом flash mettering patterns во второй части данной статьи. По этой причине многие пользователи EOS камер испробовав E-TTL вернулись к старомодным фотовспышкам. Другие обычно устанавливают свои объективы в режим ручной фокусировки, чем заставляют камеру использовать центровзвешенный замер для замера экспозиции вспышки.

И все же, с цифровой камерой вы имеете возможность посмотреть на задней панели предварительный результат и гистограмму, которыем могут вас направить на правильный путь, если экспозамер для вспышки дал сбой. Canon знает о существовании данной проблемы. В EOS 10D разработчики пересмотрели E-TTL алгоритм, который стал полагаться на центровзвешенный замер при использовании E-TTL вспышек, даже если объектив включен в режим автофокуса. E-TTL II представленный с камерой EOS 1D mark II, анализирует все зоны перед и после предвспышки, чтобы улучшить замер для вспышки.

Отметим, что все перечисленное выше, применимо практически ко всем поколениям цифровых зеркальных камер, и прежде всего к D30. Но не ясно, как работают со вспышкой цифровые зеркалки Canon первого поколения (разработанные совместно с Kodak), такие как давно снятые с производтва EOS DSC1, DSC3 и D2000. Вполне возможно, что камеры DSC теоретически поддерживают TTL, хотя плохо. Да и камеры D2000 и D6000 поддерживают E-TTL не лучше. Однако веб-сайт Canon умалчивает о деталях.

Камеры типов A и B

До того, как Canon официально разделил свои камеры на два типа A и B появилось несколько вариаций камер типа A. Особенностью первого поколения камер типа A, является отсутствие поддержки беспроводного E-TTL режима управления мощностью вспышки и моделирующего света, поддерживаемых в камерах типа A второго поколения. Камеры третьего поколения кроме всего поддерживают еще и E-TTL II.

  • Камеры типа А (с поддержкой E-TTL режимов FEL и FP)
    • EOS Elan II(E), EOS 50(E)/55
    • EOS D2000, D6000 (цифровые)
    • EOS IX, IX 7, IX Lite, IX 50 (APS)
    • EOS Rebel G/500N/New EOS Kiss, Rebel G II
    • EOS Rebel 2000/EOS 300/Kiss III, Kiss IIIL
    • EOS 300 V/Rebel Ti/Kiss 5
    • EOS 3000N/Rebel XS N/EOS 66
    • EOS 3000V/Rebel K2/Kiss Lite
  • Камеры типа А (с поддержкой вышеперечисленных режимов, а также беспроводным E-TTL управлением мощности вспышки и моделирующим светом)
    • EOS 3
    • EOS Elan 7(E)/EOS 30/33/7
    • EOS 1V
    • EOS D30, D60 и 10D (цифровые)
    • EOS 1D и 1Ds (цифровые)
    • EOS 300D/Digital Rebel/Kiss Digital (цифровые)
  • Камеры типа А (с поддержкой вышеперечисленных режимов плюс E-TTL II)
    • EOS 1D mark II, EOS 1Ds mark II, EOS 1D mark IIN, EOS 1D mark III, EOS 1Ds mark III, EOS 1D mark IV
    • EOS 20D, EOS 20Da, EOS 30D, EOS 40D, EOS 50D
    • EOS 350D/Rebel XT Digital/Kiss N Digital
    • EOS 5D, 5D mark II
    • EOS 400D/Rebel XTi Digital/Kiss X Digital
    • EOS 450D/Rebel XSi Digital/Kiss X2 Digital
    • EOS 500D/Rebel T1i Digital/Kiss X3 Digital
    • EOS 550D/Rebel T2i Digital/Kiss X4 Digital
    • EOS 7D
    • EOS 60D
    • EOS Elan 7N/Elan 7EN/EOS 30V/33V/7S (пленочные; с поддержкой TTL)
    • Note: Все цифровые камеры перечисленные выше не поддерживают TTL.
  • Камеры типа B (с поддержкой только TTL и A-TTL)
    • EOS 600-ой серии — 600, 620, 630, 650, RT
    • EOS 700, 750, 800
    • EOS 1
    • EOS 10/10S/10QD
    • Певое поколение серии Rebel — Rebel, Rebel S, EOS 1000 и все вариации 1000, Rebel II, Rebel X, XS/EOS 500/Kiss
    • EOS Elan/100
    • EOS A2(E)/5
    • EOS 1N, 1NRS
    • EOS 3000/88, 5000/888
    • EOS DCS3, DCS1 (первое поколение цифровых камер)

Отключение E-TTL

Возможны ситуации, когда применение TTL-замер предпочтительнее E-TTL. В основном это имеет место при студийной съемке, когда аналоговые ведомые вспышки могут сработать от предвспышки при E-TTL-замере. Модели 580EX, 550EX, MR-14EX и MT-24EX позволяют пользователю опционально отключать E-TTL режим. Все остальные вспышки EX-серии (220EX, 380EX, 420EX) всегда переключаться в E-TTL будучи установленными на камеру с его поддержкой, даже если камера поддерживает TTL, и всегда будут работать в TTL режиме с камерами типа B.

Один из способов обойти это — купить Canon’s Hot Shoe Adapter для проводного подключения нескольких вспышек. Этот адаптер работает только в TTL режиме. Как правило это довольно дорогое решение. Другой способ заключается в заклеивании лентой контактов в раземе для присоединения вспышки. Заклеивание левого нижнего контакта полностью отключает все E-TTL функции. Однако, это также отключит и синхронизацию по второй шторке, FP и FEL режимы.

Не стоит также забывать, что цифровые камеры могут работать только в режимах E-TTL и E-TTL II, и не могут работать в TTL.

Вспышки совместимые с EOS системой

Этот документ изначально зарагивал два конструктивных типа фотовспышек, изготавливаемых Canon для использования с камерами EOS. Это встроенные вспышки, которыми оснащены большинство EOS камер нижнего и среднего уровня и внешние фотовспышки Speedlite подключаемые через «башмак» к некоторым EOS-камерам.

Здесь не будут рассмотрены студийные вспышки (мощные вспышки для студийной съемки, питаемые обычно от сети переменного тока и не имеющие батарей питания).

Встроенные вспышки

Большинство Canon EOS камер нижнего и среднего уровня имеют встроенные вспышки, расположенные в выступе верхней части камеры, в котором также распологается пентапризма или зеркало. У некоторых моделей подъем вспышки происходит автоматически при включении любого программного режима исключая режимы «спорт» и «пейзаж» в условиях, когда экспонометрическая система камеры считает освещенность недостаточной, либо нажатием на специальную кнопку подъема вспышки, если вы работаете в одном из «творческих» режимов. В других моделях вспышку необходимо поднимать вручную. Одна из камер (10/10s) имеет механизм как для авоматического подъема, так и для автоматического опускания вспышки.

Встроенные вспышки вполне полезны, когда надо снять какой либо неожиданный кадр, но обычно от них нет никакой пользы для съемки качественных фотографий в силу нескольких причин. Во-первых все встроенные вспышки имеют небольшую мощность — ведущее число как правило составляет 11 — 13. Во-вторых конструктивно они распологаются довольно близко к оптической оси объектива, что при фотографировании людей, в большинстве случаев, приводит к появлению эффекта красных глаз. В-третьих, в случае съемки достаточно широкоугольным объективом и если вспышка конструктивно расположена не достаточно высоко, часть ее света просто блокируется корпусом объектива или надетой на него блендой. И в-четвертых — они не имеют возможности смещения и поворота и главное обеспечивают равномерное освещение всего поля кадра только для съемки объективами с фокусным расстоянием не менее 28-35 мм.

Однако, вполне очевидно, что встроенные вспышки очень компактны, удобны и в любой момент под рукой. Их вполне можно применять как заполняющую при съемке на улице. Кроме того она довольно быстро перезаряжается, так как питается от литиевых батарей камеры дающих большой ток заряда. Правда это может оказаться немного дорого, так как регулярное использование вспышки очень быстро разряжает батареи камеры.

Не EOS камеры позволяют вам использовать встроенную вспышку даже тогда, когда в башмак установлена внешняя вспышка, правда внешняя вспышка обычно не дает полностью подняться встроенной вспышке. EOS-камеры с автоматическим подъемом/опусканием вспышки имеют в башмаке датчик, который при установке внешней вспышки в башмак блокирует функцию подъема встроенной вспышки, либо если она уже поднята, опускает ее.

Практически все профессиональные EOS-камеры (1, 1v, 3 и другие) не имеют встроенной вспышки, по причинам указанным выше, а также возможно из-за сложности защиты от влаги механима встроенной вспышки. Все пленочные EOS-камеры при съемке встроенной вспышкой используют режим TTL. Только цифровые EOS-камеры используют E-TTL при съемке встроенной вспышкой, однако их встроенная вспышка не поддерживает режим FP.

Работа внешней вспышки в автоматических режимах

Старые EOS-камеры, такие как 10/10s и Elan/100 имеют автоматические (PIC-) режимы, которые не работают корректно с внешними вспышками. Такие режимы используют вспышку по необходимости (кроме режимов Пейзаж и Спорт) были разработаны для использования встроенной вспышки и оптимизированые для ее характеристик. Имейте это в виду, если ваша камера была выпущена до 1995-го года.

Более новые камеры приспособлены для использования внешней вспышки в PIC-режимах. Тем не менее для более уверенного контроля лучше все-же пользоваться «творческими» режимами (P, Av, Tv или M). И не стоит забывать, о принципиально различных способах расчета экспозиции вспышки в этих четырех режимах.

Так как режим полной автоматики (зеленый прямоугольник) и другие PIC-режимы почти не позволяют вмешаться в работу камеры гораздо интереснее будет, пожалуй, разобраться как работает вспышка в творческих режимах.

Типы внешних вспышек Canon

Обычно различают три основных типа внешних вспышек: обычные (устанавливаемые в башмак), ручные и макровспышки. Студийные вспышки, как правило, питаются от сети переменного тока и поэтому не рассмотриваются в данной статье.

Наиболее полный список Canon EOS вспышек, можно найти на страничке Dave Herzstein’s comprehensive EOS flash page.

Ассортимент внешних вспышек Canon

Canon производит множество вспышек, совместимых с камерами EOS. Наименования моделей таких вспышек строятся по довольно понятной и логичной системе. Рассмотрим на примере «Speedlite 550EX», что означают отдельные части в наименовании модели вспышки:

  • Speedlite — торговая марка используемая Canon для своих вспышек (аналогично «Speedlight» у Nikon).
  • 550 — максимальное ведущее число (guide number) — опеределяет диаппазон расстояний, на которых возможна работа со вспышкой в метрах, но умноженное на 10. По видимому маркетологи считают, что это сильнее впечатляет несведущего покупателя.
  • E — означает, что вспышка работает с камерами EOS.
  • X — означает поддержку E-TTL технологии.

Вспышки имеющие последний символ в наименовании «Z» — такие как 430EZ имеют зумированную головку, но поддерживают только A-TTL и не поддерживают E-TTL. Модель 480EG имеет конструкцию с рукояткой (grip), соответственно и буква «G» в названии. Вспышки только с одной буквой «E» в наименовании, такие как 200E — это простейшие модели не имеющие ни зуммирования головки, ни поддержки E-TTL.

Хотя ита система наименований достаточно понятна, довольно трудно избежать конфузов при сравнении моделей с идентичным ведущим числом. Например 420EZ и 420EX в действительности очень различаются. Первая — была лучшей в свое время и возглавляла линейку вспышек, но поддерживала только TTL и A-TTL. Последняя — это современная вспышка среднего уровня, однако технологически она гораздо сложнее (поддерживает E-TTL, способна работать как ведомая вспышка с беспроводным управлением, а также имеет режим стробоскопа и ручного управления).

Старые модели вспышек Canon Speedlite

Старые модели вспышек Canon Speedlite, без буквы «E» в обозначении, были разработаны не для EOS камер. Это, прежде всего, две A модели (199A) для старой A-серии камер Canon — A1 и AE1, а также Speedlite T модели (277Т) для камер T-серии, таких как T50 (но не для T90) и других различных моделей специального назначения.

Вы можете подключить эти вспышки в горячий башмак камеры и они даже нормально сработают, но они не смогут использовать никаких современных автоматических систем замера экспозиции. Итак вы можете, либо использовать их в автоматическом режиме, если они имеют соответствующие настройки (при этом необходимо установить на камере выдерку больше выдержки X-синхронизации) установить вручную мощность и рассчитать дистанцию, если имеется ручное управление, либо использовать вспышку в режиме полной мощности.

Мне неизвестно, все ли ранние модели серии Speedlite имеют безопасное напряжение на синхроконтакте или нет. Список опубликованный на сайте Кевина Бьорка (Kevin Bjork’s web site) вспышки серии T безопасны для вашей камеры. Должно быть и вспышки A серии и другие старые Speedlite вспышки безопасны, но проверить это вам предоставляется самим на свой страх и риск.

Единственное исключение — вспышка 300TL. Она разрабатывалась для Canon T90 и имеет больше расширенных возможностей (таких как FEL и синхронизация по второй шторке), но при этом она не совместима с EOS камерами. Однако она может быть использована с EOS камерами, как простая TTL вспышка.

Вспышки устанавливаемые на камеру

Canon продает и продавала множество различных стандартных вспышек устанавливаемых на камеру (hotshoe flash), которые могут быть разделены на три категории.

Простейшие вспышки — 160E*, 200E, 220EX

Это небольшие вспышки, оганиченной мощности — вполне возможно они могут стать достаточным дополнением для камер лишенных встроенной вспышки. Модели 160E и 200E поддерживают только TTL, но 220EX поддерживает и TTL и E-TTL. Головка вспышки не поворачивается, не поднимается и не имеет зуммирующего привода. Крошечная 160E — единственная Canon вспышка, в которой не используются элементы стандарта AA. Вместо нее используется литиевая батарея 2CR5. Она очень маленькая и легкая, но дорогая.

Средняя категория — 300EZ*, 380EX*, 420EX

Эти вспышки имеют большую мощность и зуммированную головку, но не имеют ручного управления. 300EZ поддерживает TTL и A-TTL, а модели EX поддерживают TTL и E-TTL. В то время, как головка 300EZ не имеет ни вертикального ни горизонтального поворота, 380EX имеет возможность вертикального подъема, а 420EX — и вертикальный и горизонтальный поворот. 420EX также может использоваться как ведомая вспышка в беспроводном E-TTL режиме.

Высшая категория — 420EZ*, 430EZ*, 540EZ, 550EX, 580EX, 580EX II

Это самые большие и мощные вспышки. Они поддерживают все продвинутые технологии управления вспышками Canon, которые были введены на момент их появления: TTL и A-TTL для EZ-моделей, TTL и E-TTL для 550EX, 580EX и 580EX II. Все они имеют возможность ручного управления, вертикальный и горизонтальный поворот головки. Однако, у модели 420EZ нет экспокоррекции.

Вспышки-рукоятки (Grip-Flashes)

Сanon до сих пор производит одну мощную модель этого типа, 480EG. Это — массивная мощная вспышка, присоединяемая сбоку к камере с помощью кронштейна. Кронштейн крепится к камере с помощью винта в месте крепления штатива. Такой тип вспышки иногда в шутку называют «картофельный пресс» (potato masher).

480EG — дает мощный световой импульс и предназначалась прежде всего прессы или для свадебных фотографов, но она не была своевременно модифицирована и поддерживает только TTL (никакой поддержки A-TTL или E-TTL). В настоящее время, в качестве вспышек-рукояток, все чаще используют 580EX устанавливая ее на кронштейне-рукоятке. Такой кронштейн позволяет вам изменять положение вспышки относительно объектива и устанавливать ее как сбоку так и над объективом, а не только сбоку, подобно 480EG. Но если вы хотите получить реалный мощный свет, 480EG и подобные вспышки от других производителей типа Metz остаются вне конкуренции.

480EG — остается самой мощной вспышкой, которую делает Canon. Даже при том, что его рекламируемое ведущее число — лишь 48 и вроде как меньше, чем у вспышек 540EZ или 550EX, 580EX. Такое заблуждение связано с тем, что головка 480EG не имеет зумирования, и дает одинаковое количество света независимо от фокусного расстояния объектива. (См. разделы Ведущее число и Зуммирующая головка.)

Вспышка обычно используется с широкоугольной или телескопической (длиннофокусной) насадками которые позволяют рассеять или наоборот сконцентрировать световой поток вспышки. Что примечательно, ведущее число с телескопической насадкой составляет 68 для фокусного расстояния объектива 135 мм. Так что было бы вполне справедливо указывать для этой вспышки именно такое ведущее число. Вспышка 480EG имеет сдвоенную лампу, разъем для подключения ее как ведомой а также возможность поворота и подъекма головки, но не поддерживает синхронизацию по второй шторке и другие экзотические возможности вроде стробоскопического режима.

Интересно, что вспышка имеет встроенный датчик световой синхронизации. Так что, если вы имеете старую камеру (предка EOS), которая не поддерживает режим TTL-замера — или если, вы, по каким либо причинам, принципиално не хотите использовать TTL-замер — вы можете воспользоваться этим датчиком. Также вы можете использовать дополнительный Synchro Cord 480, чтобы связать вспышку со старой камерой через гнездо PC (PC socket).

Вспышки для макро-съемки

Canon продает три модели вспышек для макросъемки. Две вспышки, ML-3 (только TTL) и E-TTL вспышка MR-14EX, выполнены в виде кольца и устанавливаются непосредственно на объектив. Третья, это дорогая и более мощная E-TTL вспышка — MT-24EX. Она представляет собой две небольших лампы-вспышки установленных на подвижных кронштейнах присоединенных к кольцу, которое в свою очередь крепится непосредственно к объективу. Головки могут быть также сняты с кронштейнов и установлены на какие либо другие крепления, так как каждая головка снабжена стандарным 1/4-20 креплением. И MR-14EX, и MT-24EX могут управлять ведомыми вспышками с помощью беспроводного E-TTL, который является очень удобным. Таким образом вы можете использовать две головки макро-вспышки (они всегда назначаются в группы A и B), чтобы осветить объект, а для подсветки фона используете ведомую Speedlites вспышку (назначенную в группу C). Обратите внимание, что старая и давно снятая с производства ML-2 поддерживает TTL, но только с камерой T90 — Canon заявляет, что она не умеет корректно выполнять TTL-замер с камерами EOS.

Макро-вспышки разработаны специально для съекми крупным планом и позволяют делать снимки маленьких объектов без тени. Кроме того, так как каждая макро-вспышка имеет две независимых трубы вспышки, вы можете корректировать отношение освещения между ними, для управления теневой картиной. К сожалению, только довольно новые камеры среднего и высокого класса типа A поддерживают управление отношением мощности вспышек.

Некоторое время назад (в 1990-ых) в рекламной фотографии были довольно популярны большие кольцевые вспышки для получения плоских, лишенных теней портретов моделей. Но макро вспышки слишком маломощны для такой съемки. Лишь MT-24EX достаточно мощная, чтобы использоваться для при съемки крупнопланового портрета, если вам действительно необходимо отсутствие теней.

Вспышки сторонних производителей

Кроме Canon несколько производителей выпускают фотовспышки совместимые с EOS-камерами. В этом разделе приведен краткий обзор.

Основная проблема сторонних производителей состоит в том, что Canon не опубликовал протокол обмена данными между камерой, объективами и вспышками. Таким образом, вспышки разработанные совместимыми с EOS TTL, A-TTL или E-TTL системами замерафактически являются адаптированными потомками существующих моделей. Очень вероятно, что Canon может выпустить новую камеру, которая будет использовать модификацию протокола, и ваша вспышка просто откажется работать с этой камерой.

Это может стать для вас проблемой, а может и нет, но надо иметь в виду, что такие случаи имели место в прошлом. Например, камера EOS 30/Elan 7 не работала с некоторыми адаптерами Metz, а EOS 300V/Rebel Ti/Kiss 5 не работала вообще со всеми адаптерами Metz.

Другая проблема состоит в подсветке автофокуса. Насколько известно, ни одна из вспышек сторонних производителей не способна осуществлять подсветку автофокуса, если фокусировка осуществляется не по центральной точке фокусировки.

К сожалению, это все…

Фотографирование со вспышками камерами Canon EOS — (1): 2 комментария

Добавить комментарий